логотип

Тематическое планирование по информатике и ИКТ

Стандарты образования по информатике и ИКТ

Учитель Информатики: Кузнецов Георгий Владимирович email: templani@yandex.ru

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение информатики и информационно-коммуникацион-ных технологий на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; по-строению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное модели-рование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологиче-ских и социальных системах;
  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские ин-струменты и настраивать их для нужд пользователя;
  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на по-зитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохране-ния, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проек-тов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Информация и информационные процессы
Виды информационных процессов. Процесс передачи информации. Сигнал, кодирование, декоди-рование, искажение информации. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуко-вой информации и видеоинформации. Скорость передачи информации. Восприятие, запоминание и об-работка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств .
Системы, компоненты, состояние и взаимодействие компонентов. Информационное взаимодейст-вие в системе, управление, обратная связь.
Модель в деятельности человека. Описание (информационная модель) реального объекта и про-цесса, соответствие описания объекту и целям описания. Схемы, таблицы, графики, формулы как описа-ния. Использование описания (информационной модели) в процессе общения, практической деятельно-сти, исследования.
Математические модели: примеры логических и алгоритмических языков, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы и технологии, в том числе физических, био-логических, экономических процессов, информационных процессов в технических, биологических и социальных системах. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Системы счисления.
Логика и алгоритмы. Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания. Цепочки (конечные последовательности), деревья, списки, графы, матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности. Индуктивное определение объектов. Вычислимые функции, полнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция; диагональное доказательство несущест-вования. Выигрышные стратегии. Сложность вычисления; проблема перебора. Задание вычислимой функции системой уравнений. Сложность описания. Кодирование с исправлением ошибок. Сортировка.
Элементы теории алгоритмов. Формализация понятия алгоритма. Вычислимость. Эквивалент-ность алгоритмических моделей. Построение алгоритмов и практические вычисления.
Язык программирования. Типы данных. Основные конструкции языка программирования. Систе-ма программирования. Основные этапы разработки программ. Разбиение задачи на подзадачи.

Информационная деятельность человека
Виды профессиональной информационной деятельности человека используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы). Профессии, связанные с построением математиче-ских и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности ин-дивидуумов и организаций. Роль информации в современном обществе и его структурах: экономиче-ской, социальной, культурной, образовательной. Информационные ресурсы и каналы государства, об-щества, организации, их структура. Образовательные информационные ресурсы.
Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельно-сти.
Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.

Средства ИКТ
Архитектура компьютеров и компьютерных сетей. Программная и аппаратная организация ком-пьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения. Операционные системы. Понятие о системном администрировании.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуа-тации компьютерного рабочего места. Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов, характерных для выбран-ной области деятельности.
Профилактика оборудования.

Технологии создания и обработки текстовой информации
Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций.
Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфо-графии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети. Использование цифро-вого оборудования.
Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графиче-ского представления математических объектов.
Использование систем распознавания текстов.

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации
Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов.
Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудова-ния.
Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразова-ния, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и аудио-визуальных объектов. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.
Опытные работы в области картографии, использование геоинформационных систем в исследо-вании экологических и климатических процессов, городского и сельского хозяйства.

Обработка числовой информации
Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента, в том числе с ис-пользованием компьютерных датчиков. Использование динамических (электронных) таблиц для выпол-нения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественно-научного и математического эксперимента, экономических и экологических наблюдений, социальных опросов, учета индивидуальных показателей учебной деятельности. Примеры простейших задач бухгал-терского учета, планирования и учета средств.
Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач. Обработка числовой информации на примерах задач по учету и планированию.

Технологии поиска и хранения информации
Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных се-тях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации: электронные ката-логи, базы данных. Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здра-воохранения, налоговые, социальные, кадровые. Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.
Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образова-тельными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Правила цитирования источников информации.

Телекоммуникационные технологии
Представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телекон-ференции, форумы, телемосты, интернет-телефония. Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий. Использование средств телекоммуникаций в коллективной дея-тельности. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа. Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений.
Инструменты создания информационных объектов для Интер-нета. Методы и средства создания и сопровождения сайта.

Технологии управления, планирования и организации деятельности
Технологии автоматизированного управления в учебной среде. Технологии управления, планиро-вания и организации деятельности человека. Создание организационных диаграмм и расписаний. Авто-матизация контроля их выполнения.
Системы автоматического тестирования и контроля знаний. Использование тестирующих систем в учебной деятельности. Инструменты создания простых тестов и учета результатов тестирования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и ИКТ на профильном уровне ученик должен

    знать / понимать
  • логическую символику;
  • основные конструкции языка программирования;
  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
  • виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
  • общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
  • назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуни-кационных технологий и информационных ресурсов;
  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
  • базовые принципы организации и функционирования ком-пьютерных сетей;
  • нормы информационной этики и права, информационной бе-зопасности, принципы обеспечения информационной безопасности ;
  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
    уметь
  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
  • проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
  • устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам ис-пользования ИКТ;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходи-мый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
  • оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях инфор-мационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблю-дать права интеллектуальной собственности на информацию;
  • проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при ра-боте со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • поиска и отбора информации, в частности, связанной с лич-ными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
  • представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для раз-мещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
  • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
  • личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
  • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

версия для печати


Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Hosted by uCoz